Мы провели это интервью с заведующей отделением химиотерапии онкогематологических заболеваний и трансплантации костного мозга для детей Юлией Валерьевной Диникиной накануне Дня медицинского работника. Оно про большую удачу быть на своем месте и любить все, что делаешь, про заботу о пациентах и бесконечную веру в выздоровление.
В силу обстоятельств мы встретились с Юлией Валерьевной в виртуальном пространстве. Но даже так мне удалось почувствовать ее тепло.
У меня мама врач, и всю жизнь меня воспитывали как будущего врача. У меня просто не было выбора. Придя в школу, я уже знала, что буду врачом, ничего другого не обсуждалось в принципе. Планировалось, что я пойду по стопам мамы и буду «взрослым» врачом – она у меня хирург. Но я с этого пути свернула. Я заканчивала Первый медицинский, тогда там не было педиатрического факультета. Наверное, курсе на четвертом я поняла, что очень хочу работать с детьми, почему именно – объяснить сложно, возможно невероятно большая любовь к детям. Потом я работала санитаркой в клинике акушерства и гинекологии, и самым моим любимым занятием было нянчиться с новорожденным – помыть, запеленать, вакцинировать, подержать на ручках, если плакал. Как-то так я потихоньку поняла, что со взрослыми мне сложнее, чем с детьми.
На пятом курсе надо было задумываться об ординатуре. Тогда я уже точно поняла, что не хочу идти по маминым стопам и хирургическая специальность – не для женщины. Мне казалось, что женщина должна быть больше посвящена семье и детям, поэтому мой выбор пал на терапевтическую специальность. Тогда я ещё очень мало знала о детской онкологии. Несколько раз я сдавала кровь в своем же университете и была зарегистрирована в одном из благотворительных фондов. И мы с мужем иногда помогали, чем могли. Я помню, в НИИ им. Петрова лечилась девочка, за ней ухаживала бабушка. Я тогда даже не очень понимала какой именно у нее диагноз и не могла оценить прогноз. Нам просто было ее безумно жалко. Я позвонила этой бабушке и говорю: «Какая вам помощь нужна, скажите, мы все привезем». И она попросила колготки для девочки купить, продукты какие-то. Знаете, меня так удивило, когда она сказала: «Если у вас есть возможность, купите что-нибудь для докторов. Потому что праздники, нам бы их поздравить». Это было накануне 8 марта. Представляете, какой трогательный момент. Такие были первые знакомства.
Я не считаю нашу специальность какой-то особенной. Просто у наших пациентов тяжелая болезнь, но мы же понимаем, что у очень многих эта болезнь победима. Я никогда не смотрю на наших пациентов как на неизлечимо больных, именно это придает силы работать и бороться. Нас можно назвать счастливыми, потому что мы работаем с такими, знаете, очень хорошими детьми. И они, конечно, немножко другие становятся в период этой болезни - более взрослыми, рассудительными. Они лишены каких-то радостей в жизни на определенный период времени и получают тяжелое лечение, но всегда очень мужественно его переносят.
Конечно, маму. Она предопределила мой путь, помогла встать на ноги. Еще Маргариту Борисовну Белогурову. Я несколько лет работала в ее отделении, там делала первые шаги. И сейчас мы с ней продолжаем работать рука об руку. Это как любовь с первого взгляда. Всю жизнь я буду благодарить Галину Георгиевну Радулеску, потому что я с ней прошла всю ординатуру, она меня сделала врачом. Очень важно, к какому доктору ты попадешь, и кто тебя будет учить. Галина Георгиевна привила навыки, которые должны быть у доктора: внимательность, ответственность, любовь к пациенту. Она всегда говорила, что у врача должен быть полет мысли. Это значит продумать наперед какие-то шаги, что-то поискать, где-то почитать. Нельзя замыкаться исключительно на стандарте или протоколе лечения, всегда нужно искать еще, чтобы помочь. Да и в жизни Галина Георгиевна остается моим большим другом и другом нашей семьи!
А вообще я счастливая, в моей жизни много людей, которым я бесконечно благодарна, которые помогли сделать правильный выбор, поддержали в трудные минуты, преподали урок.
Я очень многих запомнила. Ну, во-первых, конечно, всех тех, которые, к сожалению, погибли. Их невозможно не помнить. А вообще, я всех своих пациентов люблю. Со многими уже подружились.
Но была совершенно особенная девочка с гептобластомой - одна из моих первых пациентов. Она приехала лечиться из Украины. В 6 лет у ребёнка было огромное поражение печени. Опухоль была неоперабельна и, честно говоря, прогноз так себе. Думали, что, ничего не получится. Долго мы эту шебутную девчонку лечили. И вот случилась ремиссия. Это был 2009 год, наверное. В праздничные дни мы с ее родителями всегда добрыми пожеланиями обмениваемся, они делятся фотографиями своей красавицы дочки. Я за них счастлива! Для меня, как для начинающего врача это была большая победа. Сейчас, слава Богу, их становится все больше.
Когда мечта стала реальностью – не могла поверить. У нас тогда были голые стены, много труда было вложено! Но я всегда чувствовала поддержку, с такой командой можно было и горы свернуть. Но было, конечно, разное: и слезы, и смех, и радость, и разочарование. В итоге – наше отделение работает и это невероятное счастье! Я люблю пациентов и искренне считаю, что в отделении главные - они. И все должно быть подстроено под них, для их скорейшего выздоровления.
Это интуитивно. У нас очень хороший коллектив собрался - все молодые, мотивированные, очень любят пациентов и свою работу. Конечно, говорят, не суди по себе, но я люблю трудоголиков. Может быть, это не совсем правильно, но в нашей специальности это очень нужно. Если ты не готов работать больше, чем должен и не думаешь о своем пациенте дома, в выходной день, в отпуске, то это не твоя сфера – медицина.
Да (смеется). Я никогда не отключаюсь в отпуске. Я сплю на телефоне, ну то есть я его вообще никогда не убираю далеко, у меня всегда на максимум включена громкость. Я не знаю, насколько меня хватит. Говорят, что это неправильно и люди выгорают, но, если я уже взяла на себя определенные обязательства, я не могу от этого отказаться ни в отпуске, ни на выходных днях. Надо нести ответственность за дело, которое ты решила возглавить. Это очень серьезно и огромная ответственность.
Честно говоря, я обожаю мультфильмы. Особенно «Король Лев», «Русалочка», «Алладин». Я их все наизусть знаю. А еще обожаю мультик «Моана». У меня даже песня из этого мультфильма на звонке телефона стоит. Я верю во все эти чудеса. Из фильмов я предпочитаю смотреть наше отечественное кино: «Кавказская пленница», «Джентльмены удачи», «Москва слезам не верит». Что-то очень легкое.
Наверное, «Жизнь счастливого человека». Что-нибудь очень позитивное. Потому что я считаю, что у меня в этой жизни есть абсолютно все, что нужно человеку для того, чтобы быть абсолютно счастливым. Я нашла себя в этой специальности. Я ею живу. Это абсолютно точно. И не представляю себя без работы.
Я мечтаю, чтобы никто не болел.
Я была бы воспитателем в детском саду. Причем, я бы пошла не в школу, а именно в детский сад. Такой сладкий возраст эти 4-5 лет. Дети такие интересные в этом возрасте, все впитывают, как губка, добрые, бескорыстные, ласковые. И их никогда не бывает много. Мне кажется, я была бы неплохим воспитателем.