Причина недоверия к благотворительным фондам в нашей стране — непонимание за счет чего они существуют. Есть мнение, что фонды берут комиссию за сбор средств и полученные средства расходуют на свое усмотрение. Но это не так. Все комиссии, входящие в сумму пожертвования, списываются операторами платёжных систем. Фонд не получает проценты и тем более не тратит их на себя.
«Благотворительный фонд — это некоммерческая организация. А значит, что пожертвования, которые поступают в фонд, не являются нашим доходом и, соответственно, не облагаются налогом. Мы от них освобождены и действуем только в интересах благополучателей».
Директор фонда Юлия Божина
Все пожертвования, которые поступают в фонд, делятся на два вида: целевые и уставные. В первом случае средства можно потратить на конкретную заявленную цель — оплату лекарства, курса лечения и других нужд подопечных. Например, деньги, собранные на помощь в покупке авиабилетов для детей и их сопровождающих в рамках проекта «Билет ценою в жизнь», нельзя потратить на что-то другое. Пожертвования на уставные цели, напротив, дают фонду больше свободы и делают его работу эффективнее.
«Благотворитель предоставляет нам право выбора, на что мы хотим в данный момент эти деньги потратить в рамках уставной деятельности. На ребёнка или какую-то программу, которая недофинансирована».
Директор фонда Юлия Божина
А ещё бывает так, что фонд оплачивает срочный запрос от подопечного за счёт уставных денег. Чем больше у фонда уставных средств, тем больше неотложной помощи он сможет оказать.
В феврале к нам обратились родители 16-летней Александры Третьяковой. Четыре курса химиотерапии и пересадка костного мозга не дали результатов в борьбе с лейкозом. Сашу направили на паллиативное лечение в родной город. Нужно было срочно оплатить реанимобиль, поскольку передвигаться на обычном транспорте девушка не могла из-за плохого самочувствия. Бесплатно такая услуга не предоставляется, а сумма 195 тысяч рублей была неподъёмной для семьи. При помощи благотворителей за короткий срок удалось собрать чуть больше 60 тысяч рублей. Остальное — оплатить деньгами, собранными на уставные цели.
«Бывает, что для организации полноценного сбора просто нет времени. Пятилетний Антон Егорочкин стал нашим подопечным в сентябре. Мальчику провели трансплантацию костного мозга, после которой развились осложнения. У ребёнка пропал аппетит, он перестал разговаривать и ходить. Времени, чтобы организовать e-mail рассылку, запустить рекламу и распространить новость о сборе в соцсетях просто не было. В итоге препарат для мальчика оплатили из резерва».
Заместитель директора по фандрайзингу Юлия Говоруха
За счёт уставных денег фонд может решить даже саму причину возникновения проблемы. Например, оплатить реагенты для лаборатории, анализы в которой не включены в перечень услуг, предоставляемых бесплатно фондом ОМС. Тогда все маленькие пациенты клиники пройдут процедуру бесплатно. Или закупить дорогостоящее оборудование для клиники, чтобы обследования стали доступны.
В современном мире ни одна структура не сможет работать без организационного, технологического и бытового обеспечения. Фонду необходимо ежемесячно оплачивать аренду офиса и электричество, закупать канцелярские товары, оплачивать работу платёжных терминалов, компьютерных программ и электронных сервисов. Кроме того, фонд — это крупная организация, в работе которой задействован целый штат сотрудников, занятых полный рабочий день. Оказывать помощь системно невозможно, если трудиться над этим будут только на добровольных началах.
«Представьте бухгалтера, который работает волонтёром и приходит в фонд раз в неделю вне своего рабочего времени. Как он может успеть перелопатить эту кучу документов? Плюс ко всему, существует налоговое и трудовое законодательство, а отчётность с каждым годом всё увеличивается. С любым другим работником так же. Волонтёрская поддержка может быть полезна только в формате каких-то эпизодических акций, но помогать подопечным на постоянной основе не получится. У такой организации просто не хватит ресурсов. Стабильное устойчивое развитие фонда возможно только при официальном трудоустройстве сотрудников».
Директор фонда Юлия Божина
По закону благотворительный фонд не может тратить больше 20% от всех сборов на административные расходы. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы эта доля была меньше и не превышала 10-12%.
«Сколько денег фонд тратит на своё содержание, можно посмотреть в документах на сайте. У нас это всё прозрачно. Каждый месяц мы публикуем отчёт о поступлениях в фонд со статьями расходов, на которые они пошли. Можно посмотреть, сколько денег ушло на разные программы, адресную помощь и какую сумму мы потратили на административные расходы».
Директор фонда Юлия Божина
Ещё один способ узнать, какую роль ваше пожертвование сыграло для решения той или иной проблемы — подписаться на e-mail рассылку фонда и следить за новостями в соцсетях. Кроме того, любой документ-подтверждение можно получить по официальному запросу, отправленному на электронный адрес фонда.
Сейчас более 400 человек ежемесячно поддерживают работу фонда, зная, насколько она важна для наших подопечных. Благодаря им дети с онкозаболеваниями имеют возможность экстренно пройти обследование, получить необходимое лекарство или пройти процедуру.
К сожалению, этого недостаточно. Чтобы ответить на все заявки, нам необходима помощь. Оставьте пожертвование на этой странице. Любая сумма — это возможность сделать работу фонда эффективнее и помочь детям выздороветь.